Культура в строительстве


Я бы хотел поговорить  о гуманитарной, вернее даже духовно-нравственной, культурной подготовке инженера-строителя в вузе.

Роль инженера в современном российском обществе неоспорима. В период реформ, когда закрывались производства, существенно пострадал и инженерный корпус.
В настоящее время технократическое мышление в общественном сознании, стремление «покорить, завоевать природу» привело к разрушению духовности людей. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, прогрессируют наука, техника и технологические процессы, с другой — всё чаще происходят техногенные катастрофы (Чернобыльская АЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, авиа и автокатастрофы, обрушение строительных сооружений и др.). Всё чаще причиной катастроф становится «человеческий фактор».

Возникает вопрос: какую роль играют нравственно-ценностные установки деятелей техногенной среды, их духовное развитие, культурный уровень, нравственное сознание? (Безусловно, нельзя исключить и иные факторы: роль общественных отношений, влияние рыночной экономики и пр.) Однако, на наш взгляд, первостепенная роль в стабилизации техногенной сферы принадлежит специалистам, в подготовке которых долгое время отсутствовала гармония технической и гуманитарной составляющих. Специалист, не подготовленный к своей профессии морально, не может полноценно выполнять свои обязанности. Профессиональная мораль инженерно-технических профессий предполагает стремление к высокому качеству труда. Создавая предметы материальной культуры, инженер не может обойтись без культуры духовной.

Назрела острая необходимость изменения в системе подготовки специалистов: нужен инженер, широко образованный в соответствии с мировыми стандартами, способный выдержать конкуренцию на рынке труда, умеющий прогнозировать последствия своей деятельности. Вопрос повышения качества подготовки инженеров в вузе, стоящий сегодня, не может решиться без главной проблемы – интенсификации образовательного процесса, в который наряду с техническими дисциплинами войдет гуманитарная составляющая. «Техническое образование, дающее человеку весьма узкие профессиональные знания, вырабатывает соответствующие утилитарно-рациональные подходы (стереотипы), которые затем из непосредственно профессиональной области, где они уместны, переносятся на мировоззренческий уровень, где становятся своеобразными шорами, способствующими развитию весьма ограниченной личности». Труд инженера может быть направлен на благо общества, а может — на разрушение. (Известно, что инженеры создавали газовые камеры во время войны).

С 80-х годов прошлого века в учебных программах технических вузов развитых стран для подготовки инженеров активно включаются дисциплины гуманитарного цикла. Студенты изучают не только гуманитарные дисциплины, но литературу и искусство. В современной японской традиции существует практика расширения системы эстетического воспитания в технических вузах, на это отводится от 25 до 30% учебного времени. Индустриально развитая страна, которая демонстрирует всему миру достижения промышленно-технического развития, особое внимание уделяет гуманитаризации технического образования, в том числе, — подготовке специалистов-инженеров.

В западных странах, особенно в США, студенты изучают инженерную этику; эта дисциплина является областью научных исследований, она занимает место между техническим и гуманитарным знанием. Этика предполагает сознание и поведение, соответствующие высоким моральным требованиям. Инженерная этика призвана также создавать благоприятную атмосферу и взаимопонимание в коллективе» . При крупных корпорациях в развитых странах создаются этические комитеты, деятельность которых сопряжена с различными моральными коллизиями. В комитеты привлекаются независимые эксперты, способные разрешать наиболее сложные нравственные вопросы. Этическое просвещение в учебном процессе предполагает формирование морали будущего специалиста. В ряде стран разрабатываются кодексы морали инженера, определяющие его нравственные обязанности: кредо инженера в Германии, кодекс инженерной этики в США и др. Стало ясно, что за ускорением научно-технического прогресса проблемы человека отступили на второй план. Совершенно бессмысленны техническое производство и экономика, если они не служат человеку.

В России пока идет лишь осмысление этой проблемы. С 90-х годов прошлого века, когда Россия вошла в мировое сообщество, стало ясно, что укрепившийся в общественном сознании технократический подход к подготовке специалистов-инженеров требует изменения. Отсутствие этической регуляции деятельности инженера, технократическое отношение к обучению будущих специалистов подчас нивелирует научно-технические достижения, создаваемые их трудом.

Преподаватели общетехнических и специальных дисциплин, воспитанные в технократической системе, нередко пренебрегают гуманитарным знанием и передают это отношение своим воспитанникам. Будучи продуктами технократической системы они воспроизводят себе подобных. Недостаток гуманитарных знаний самих преподавателей, пришедших с производства, необходимо компенсировать педагогическими курсами повышения квалификации. Нужно понять, что профессиональная подготовка специалистов инженерного профиля без учета гуманитарных знаний приводит к тому, что технические и технологические изобретения не соответствуют мировым стандартам (например, дорожное строительство, машиностроение, теплоэнергетика и др.), нарушают интересам общества и вызывают негативные последствия.

Необходимо введение нравственно-ценностных регулятивов в систему высшей школы. Этика инженера основывается на ряде гуманитарных дисциплин, включаемых с учебные программы. Содержание учебных программ необходимо обогащать дисциплинами гуманитарного цикла: инженерной этикой, философией, эстетикой, искусствознанием, правоведением и др. Известно, что философия создает мировоззрение, развивает культуру мышления, формирует современную картину мира, но особое внимание необходимо уделять методологическому аспекту инженерной деятельности.

Специалист начинается с личности. Личные качества человека формируют семья, школа и социальная среда в целом. Следует учесть, что подготовка любого специалиста основана на субъективных факторах: уровне воспитанности, собственных интересах, целях обучения в вузе, потребностях, собственной картине мира. Качество будущего специалиста зависит от его личностных характеристик: честности, активности, добросовестности, поэтому нужен индивидуальный подход к каждому.

Формирование личности будущего инженера происходит в определенной социальной среде, которая создает условия для самосовершенствования человека в направлении будущей профессии. Корпоративная культура высшего учебного заведения устанавливает определенные требования к профессии инженера и его личности. Важным моментом подготовки специалиста является создание системы ценностей в учебном коллективе. Будущий инженер должен ориентироваться в общественных проблемах, Поэтому важная роль принадлежит таким учебным дисциплинам, как политология и социология.

Инженерная деятельность предполагает не только взаимодействие с техникой, но в значительной мере – с людьми. Как правило, инженер становится руководителем коллектива. Следовательно, он должен знать, как функционирует коллектив, какое место занимает отдельный человек в коллективе. Социальная психология позволяет разрешать конфликтные ситуации между людьми, создавать благоприятный психологический климат, психологическую совместимость работников. Руководитель обязан контролировать условия труда на производстве, определять влияние шума, вибрации, температуры на производительность труда. Для решения этих задач необходима профессиональная культура инженера, включающая такие показатели, как заботливое отношение к природе и человеку, бережное отношение к государственной или частной собственности, расчетливость, ответственность и пр. Решая вопросы общетехнической и специальной подготовки инженера, следует готовить его к решению гуманистических проблем – экологических, эстетических, нравственных, правовых. В структуру подготовки инженера необходимо включение вопроса о моральной и правовой ответственности за внедрение и использование результатов его труда в социальной практике, что означает компетентность, добросовестность в выполнении профессиональных обязанностей. Правовая компетентность будущего инженера обеспечивает техническую безопасность производства, противодействие беззаконным административным установкам, охрану интеллектуальной собственности и авторских прав.

«Случилась авария, остановился мощный кран на домостроительном комбинате. Комиссия спрашивает: «Что случилось?». Дежурный мастер, выпускник технологического университета, инженер, объясняет, что «полетела ведущая шестерня», и все согласно закивали головами, поняли причину. На самом деле по причине отсутствия культуры мышления инженер следствие принял за причину. Причина же состояла в том, что в вузе его не научили понимать причинно-следственные связи и не привили моральное чувство ответственности за порученное дело. «Шестеренка полетела» из-за того, что по регламенту работы она должна была смазываться два раза в смену, а не два раза в месяц, как это и было отражено в вахтенном журнале.

Предмет профессиональной, в том числе и инженерной культуры, этики, — забота культуролога. Большинство учебных дисциплин в техническом вузе обращены к Природе (физика, химия, биология и др.) как форме бытия человека. Но вторую, не менее важную форму бытия человека, – Культуру — следует изучать так же всесторонне и глубоко.

Задача системы высшего образования состоит в эффективной подготовке специалистов-инженеров для новых условий общественной жизни. Необходимо научить их преодолению ее противоречий: между качеством работы и экономией средств, ответственностью перед обществом и требованиями заказчика, коррупцией и взяточничеством, разъедающим общество, (в том числе и систему образования). Инженер должен выполнять работу только в пределах своей компетенции. Существуют определенные нравственные принципы инженерной деятельности: созидательная направленность труда на общественное благо, интеллектуальная честность и отсутствие стяжательства, творческое общение со специалистами смежных профессий, сведение к минимуму отрицательных последствий своего труда, преодоление консерватизма и застоя в своей деятельности, всемерное поддержание престижа профессии.

Как ни покажется странным, но с простого студенческого разгильдяйства начинается путь к техногенным катастрофам. Далее идет несоблюдение молодыми инженерами, выпускниками вузов, профессиональных инструкций и регламентов. И результат таков: гибель людей, загрязнение вод и почв, аварии, взрывы, пожары, крушения транспорта, разрушение сооружений .«…самый опасный в России террорист – это безответственный неуч и разгильдяй, пробившийся к рычагам управления технологическими процессами». Автор рисует реальную картину современного производства, где с легкостью игнорируется технологический регламент изготовления, сборки, покраски и приемки изделий, где царят разболтанность и цинизм. « В стране укоренилось наглое, бесстыдное игнорирование государственной, технологической и личной дисциплины, забвение ответственности за сотворение греха и попрание совести». Определенную ответственность за сложившуюся ситуацию несут высшие учебные заведения, готовящие инженерно-технические кадры.

Изменить ситуацию возможно только с включением нравственно-этической подготовки будущих специалистов. Жизнь свидетельствует, что идеально выполняют свою работу только люди высоких нравственных достоинств.

Каково содержание работы преподавательского коллектива по полноценному формированию будущего специалиста ? Безусловно, техническое образование в основном обеспечивает комплекс достоинств инженера, важнейшие из которых, – профессионализм, компетентность и деловитость. Однако проблемы нравственно-этической основы будущих специалистов требуют своего решения для обеспечения подлинного профессионализма выпускников.

Развитие техники неминуемо влечет за собой повышение ответственности людей, связанных с ней. Особая ответственность ложится на руководителя производства, инженера и техника. Чем сложнее машина, тем с большей ответственностью требуется ее обслуживание.
Показателем будущей дисциплинированности инженера является дисциплина студента. Дисциплина — «это качественная характеристика порядка, организованности в той или иной сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям какой-либо организации», а дисциплинированность – качество личности, включающее выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям (законам, нормам, принципам)». Дисциплинированность студента проявляется в регулярном посещении учебных занятий, отсутствии опозданий, прогулов, грамотном использовании резервов времени, умении правильно сочетать труд и отдых. Также дисциплинированность студента заключается в неукоснительном выполнении приказов и установлений руководства учебного заведения ( например, запреты на курение в помещении, присутствие в верхней одежде в аудиториях , в библиотеке, в столовой, не портить столы и другое государственное имущество и т.д.). С отступления студента от норм и правил в учебном заведении начинается нарушение дисциплины на производстве. Инженер, руководитель коллектива, должен первым подавать пример культуры поведения на производстве.

Будущий специалист обязан готовиться к работе в коллективе, следовательно, коллективизм, гуманизм и сознательное служение общественному долгу должны быть заложены в процессе его профессиональной подготовки. Необходимы моральные предпосылки для коллективного творческого труда. Созданию нравственного климата в трудовом коллективе предшествует коллективистское воспитание студента. Важно, чтобы в учебном коллективе сложились отношения товарищества, уважения друг к другу, взаимной доброжелательности в сочетании с требовательностью. Каждый член коллектива должен чувствовать внимание и поддержку товарищей. Необходимо преодолевать разобщенность и равнодушие, неуважение и недоброжелательность в коллективе. На овладение студентами служебным этикетом направлена учебная дисциплина «Этика делового общения». Этикет инженера составляют обычные нормы культуры поведения и общения в процессе выполнения служебных обязанностей.

Руководитель коллектива обязан проявлять дисциплинированность, подавая пример другим; должен быть верен на деле своему слову, быть скромным, простым и доброжелательным по отношению к людям, не скупиться на похвалу. Надо помнить, что грубость обижает человека и вредит делу, поэтому следует сдерживать гнев и раздражение, проявлять терпение и владение собой. Следует учиться говорить негромко и кратко, следить за своим лексиконом.

Моральным регулятором инженерного труда является такая важнейшая этическая категория, как совесть. Ее называют голосом Бога в человеке. От наличия совести в духовной жизни человека зависят не только качество и эффективность его труда, но и направленность решений, отношения с людьми. Совесть заставляет специалиста честно разрабатывать и эксплуатировать технику, не отступать от необходимого ради личной материальной выгоды.

«Считается, что авария на Чернобыльской АЭС произошла по вине персонала. Сохранилась запись телефонных разговоров операторов накануне аварии. «Мороз по коже дергает, когда читаешь такие записи», — рассказывал академик В.А. Легасов. Один оператор звонит другому и спрашивает: «Тут в программе записано, что нужно делать, а потом зачеркнуто многое, как же мне быть?». Его собеседник немножко подумал и говорит: « А ты действуй по зачеркнутому». Таков был уровень подготовки технологических документов на столь серьезном объекте, как атомная станция. Кто-то что-то в них зачеркивал, операторы по своему усмотрению толковали и могли совершать произвольные действия…»

Совесть специалиста — это есть умение давать самооценку своим действиям, поступкам и помыслам, критически оценивать свое поведение, соизмерять его с общественным благом и предвидеть последствия своей деятельности.

Еще один пример. «В феврале-марте 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС был выведен в ремонт для устранения опаснейшего дефекта агрегат №2. Но когда его собрали и запустили, оказалось, что дефект устранить не удалось, вибрация, значительно превышающая норму, осталась. Тем не менее его оставили в работе: при колоссальной мощности он приносил огромную прибыль акционерам. Вдумайтесь: в работе оставили машину с дефектом, неминуемо ведущим к катастрофическому нарушению прочности ведущих конструкций… Боясь гнева боссов «Русгидро» и понадеявшись на авось, персонал ГЭС продолжал нещадно эксплуатировать неисправный агрегат» Конец этой трагедии известен: затоплена величайшая гидростанция, погибли люди, загрязнен Енисей сотнями тонн машинного и трансформаторного масла.

Совесть, профессиональная честь, достоинство и профессиональный долг – категории этики, отражающие нравственную основу инженера, это профессиональная этическая ориентация будущего специалиста. В период обучения в вузе необходимо формирование нравственной основы студента, который не позволяет себе пользоваться шпаргалками, списывать с чужих работ, пользоваться подсказками, ловчить, предлагать преподавателю взятку или услугу за зачет или экзамен. Уже во время учебы студенту приходится решать нравственные задачи: правда или ложь, справедливость или несправедливость, честь или выгода, добро или зло, долг или личное благополучие. Несомненно, студент с противоположной нравственной направленностью проявит свои негативные качества и на производстве, что повлечет за собой вполне предсказуемые негативные последствия.

Следует сказать, что в формировании нравственной основы будущего инженера большую роль играет личность преподавателя, наставника. В обществе, разъедаемом коррупцией, именно преподаватель может и должен показать пример честности и бескорыстия, иначе общество будет постоянно пополняться армией коррупционеров. К сожалению, сегодня, как свидетельствуют социологические исследования, коррупция в высших учебных заведениях страны ежегодно возрастает на 10%.

Я считают, что назревает один вывод — поскольку общество остро нуждается в квалифицированных инженерах, необходимо усовершенствовать систему их подготовки. Настало время количественное увеличение численности выпускников инженерных специальностей заменить качественным ростом.

Библиография:
1. Инженер и культура. Сборник трудов научной конференции – Минск, 1994, 160 с.
2. Дмитриева М.А. Психология труда и инженерная психология. – Л. Изд. Ленингр. Ун-та,1989.
3.Кугель С.А. Молодые инженеры. – М., Мысль, 1971, 205 с.

Рейтинг: 0

Автор публикации

0
не в сети 3 года

DaniilKirdin

Комментарии: 0Публикации: 10Регистрация: 21-04-2016

Оставьте комментарий