Цикл деловых игр под общим названием «ИНТЭГРОСС-ПУСК» ежегодно проходит в стенах НИУ «МГСУ-МИСИ» среди студентов разнообразных специальностей.
Основной принцип проведения деловой игры – это имитация реальной организационной и управленческой среды, в которой происходит строительство объектов и сдача их в эксплуатацию. Отсюда правила формирования и измерения знаний в ходе ее проведения и оценки результативности можно сформировать исходя из методов, реализованных в крупных компаниях, достигших высокой эффективности систем управления знаниями.
Для студентов института ИГЭС (инженеры строительной отрасли)профиль «Промышленное и гражданское строительство»проводится деловая игра под названием «Окончание строительно – монтажных работ по СПОТ», в которой участвуют студенты — инженеры, которые никогда не были на такого рода совещании.
Вот что пишет о прошедшей игре одна из студенток: «Деловая игра – это необычный способ, интересный и полезный для донесения информации и обучения.
Ребята, мои однокурсники, представляли не себя, а определенную роль по сюжету игры, что требовало большой подготовки для владения информации и терминами, наличие определенных знаний, умений и порой даже артистизма. Один из плюсов игры – отсутствие наигранности. И когда ребятам не хватало опыта, то они в режиме «on- line» находили выход из ситуации».
По сценарию игры на совещании присутствовали: «представители от всех организаций, участвующих в строительстве, на совещании была вынесена основная проблема – срыв сроков монтажа. Генеральный директор и подрядчики постарались найти решение сложившейся ситуации. Зрители видели разногласия между участниками, что хорошо имитировало рабочую обстановку. Легко прослеживалась структура строительного процесса, начиная с заказчика и генподрядчика заканчивая фирмами поставок оборудования.»
Очень многие из студентов отметили, что: «для личного опыта игра полезна тем, что наглядно представляет взаимосвязь проектов, работ, графиков. Прекрасно передана и показана суть предмета, который мы изучаем, его значимость».
Для студентов института ЭУИС (девелоперы) профиль «Экспертиза и управление недвижимостью» проводилась деловая игра под названием «Совещание по вопросу уточнения сроков и графика строительства областной клинической больницы».
Несколько слов от студентов этого института о прошедшей игре: «Мероприятие было проведено по сценарию игры в рамках «Программы модернизации здравоохранения».
Участниками собрания выступили: строительные организации, имеющие опят работы в области обеспечения и строительства медицинских объектов, губернатор области и врачи, будущей больницы. В своем приветственном слове губернатор области подчеркнул, что создание современных учреждений здравоохранения – это важнейшая задача развития социальной инфраструктуры не только города, но и для всей страны. Если всего полтора столетия назад в арсенале врачей не было по-настоящему эффективных средств, и их вмешательство скорее всего нанесло угрозу жизни пациента, чем спасение, то сейчас Тюменские врачи показали не только свое волнение по поводу своевременного открытия окружной больницы, но и рассказали о инновационных моментах, которые должны сократить смертность среди пациентов. По словам врачей, они ждут скорейшего оснащения больницы оборудованием, но, как оказалось, напрасно. Когда выступление продолжили представители строительной компании и РОСПОТРЕБНАДЗОРА, выяснилось, что далеко не все условия для успешного завершения строительства выполнены. Главным нареканием в работе оказались подсчеты в календарном графике работ, в соответствии с ПОС. Централизацией усилий всех участников собрания завершению строительства привела к тому, что строительная компания пообещала в скорейшем времени исправить все свои ошибки. Подвел итог заседания губернатор области, поблагодарив всех собравшихся за содействие в строительстве, понимании и устранении недочетов работы.»
По итогам цикла деловых игр были выделены несколько факторов, по которым можно судить об эффективности проведения деловых игр для развития бизнес-составляющей у студентов технических специальностей, данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Студенты -инженеры | Процент воздействия | Студенты — девелоперы | Процент воздействия |
Заинтересованность и сосредоточенность | 47,14 | Заинтересованность и сосредоточенность | 33,80 |
Соответствие реальности | 30,00 | Соответствие реальности | 17,90 |
Понимание организационной модели | 4,29 | Понимание организационной модели | 27,63 |
Понимание структуры организации | 12,86 | Понимание структуры организации | 10,50 |
Командная работа | 5,71 | Командная работа | 5,26 |
Для систематизации данных и выводов использованы простые статистические инструменты — карты Парето.
Рис.1 Оценка эффективности деловой игры на основе карт Парето (студенты –инженеры)
Рис.2 Оценка эффективности деловой игры на основе карт Парето (студенты –девелоперы)
Заинтересованность и сосредоточенность.
«Быть заинтересованным – значит быть концентрированным. Внутренняя заинтересованность и внимание к актуальной задаче ведет к воплощению созданного мысленного образа» -пишет Гайссельхарт. Роланд Р.[1]
В понимании студентов, которые участвовали в деловой игре данный фактор представляется таким образом: «Игра была интересной, иногда даже интригующей, в какой-то момент, я подумал, что один из участников растерялся и не знает, что ответить, но оказалось, что это было не по сценарию, и игрок сосредоточился и вышел из ситуации»
«Наблюдать за игрой со стороны было крайне интересно, а уж какие страсти кипели между игроками, я пожалел, что не смог принять участие в качестве игрока».
Соответствие реальности.
«В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций» — пишет Вербицкий А.А.[2]
Платов В.Я. же считает, что «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений». [5]
У студентов- участников деловой игры свое мнение на этот счет: «данная игра – это имитация принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях», «игра отличается реалистичностью, не только участники, но и наблюдатели переносятся в атмосферу рабочего состояния».
Понимание организационной модели.
Основной задачей организационного моделирования, по мнению А.Г. Киселева, является нахождение разумного баланса между полнотой отражения внутреннего устройства организации и возможностями дальнейшего успешного применения полученных моделей для целей управления. [7]
Студенты-участники деловой игры под этим понимают следующее: «применение теоретических знаний, отработка практических навыков и умений вести плодотворную проектную и административную деятельность в условиях реальных организаций, данный вид игр позволил найти решения сложных проблем путем решения специальных правил обсуждения основных вопросов. Методом продуктивного общения были намечены пути развития организации и ее структуры, введение новых должностей, запущены механизмы реализации стратегических целей».
Командная работа.
Жук А.И., Кашель Н.Н. считают, что: «реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п.» [8]
Самое точно из высказываний студентов, характеризующее данный фактор: «В споре рождается истина»
Самый простой и понятный способ влиять на качество образования для бизнеса — брать или не брать на работу выпускников тех или иных вузов. Вузы должны конкурировать за студентов, и основным фактором конкуренции будет востребованность выпускников в реальном бизнесе, способность выпускников четко и без боязни выполнять бизнес-задачи. Методика деловых игр в помогает выпускникам реализовать данные задачи. Нужно признать, что в нашей стране это пока не работает. Слишком мало времени прошло, еще не сформировалась соответствующая инфраструктура и культура, но при наличии таких бизнес-программ, деловых игр эти трудности могли бы быть значительно уменьшены или полностью исключены, и при правильном подходе к организации в технических вузах поможет повысить качество подготовки выпускников, что поможет сократить возникший разрыв между образованием и бизнесом.